Пермский край – Россия – Мир 2020

С 10 по 12 июля 2020 года прошла стратегическая сессия «Пермский край – Россия – Мир 2020»

По инициативе Администрации Пермского края в Перми (Усть-Качка) ежегодно, с 2012 по 2018 год, проводился стратегический и прогностический семинар. По итогам семинаров создавался доклад «Угрозы и вызовы Пермского края», в котором дается стратегический прогноз на пятнадцатилетнюю перспективу (считая от года написания доклада).
Первый цикл конференций «Угрозы и вызовы Пермского края» завершился созданием в 2016 году «Прогноза развития Пермского края на период до 2030 года» и выходом книги «Стратегический сценарный прогноз. Пермский край, Россия и мир – 2030» (под редакцией А.И.Агеева).

Конференция 2018 года пришла к следующим выводам:

  • Пространство (возможной/вероятной/будущей) современной прокси-войны начинает делиться на два подпространства, в пределах которых война будет носить различный характер, что предполагает использование разного оружия. Это – (1) старое военное пространство вокруг «нефтяных пятен» и устоявшихся транспортных коридоров и (2) новое военное пространство вокруг «конфликтных минералов» и проектирующихся транспортных коридоров.
  • Прогнозируется в 20 – 25 летнем горизонте (возможно, раньше) крупная война в Юго-Восточной Азии.
  • Ключевым партнером России в деле создания приемлемой для нее геокультурной конфигурации в пространстве Большой Евразии может являться Иран.
  • Социальные теоремы:
    • Проблема уровня N для своего решения требует умозрения уровня N+1 и соответствующей организованности
    • Любой интегративный проект требует создания соответствующего этому проекту концептуального смыслового ядра (культурной сложности), обязательной частью которого является образовательный канон
    • Любому широтному транспортному коридору должен соответствовать соразмерный меридиональный и транспортное кольцо в пространстве их пересечения
    • Если ЛПРы сталкиваются с угрозой (событием \ возможностью \ процессом), которые превышают по масштабу уровень их умозрения, они занижают масштаб происходящего до уровня своего умозрения.
    • В нормальном состоянии общества (уровень пассионарности положителен), если существует выбор между «рациональным» и «страстным» решением, выбирается «страстное» решение.
    • При развитии кризиса первое управленческое решение принимает игрок, действия которого кризисом не детерминированы, то есть игрок, обладающий в пространстве возможных действий свободой воли. Решение этого игрока предопределяют развитие событий
  • «Экономическая эффективность», как цель по минимизации издержек и максимизации прибыли (при которой, «время», есть всего лишь один из видов «ресурсов»), уступает в системе государственного управления лидирующую позицию «эффективности», как степени достижения цели, соотносимой, прежде всего, со временем (и где «прибыль» становится ресурсом, а не целью)
  • В области (пост)технологий – работа с семантическим полем одновременно есть работа со сценарным пространством.
  • Правильно выстроенная система сценариев в любом плоском базисе сценирования, одна из осей которого есть ось масштаба (PEST, MIEP и др.), обладает свойством масштабной инвариантности.
  • Вследствие сценарной фрактальности, проекту российской многостоличности должен соответствовать проект региональной многостоличности.
  • Сформулирована концепция нового регионального проектирования (интересно, что она появилась независимо при анализе возможных проектностей уровня «Мир» и при обсуждении ключевых прогностических требований к стратегии на уровне «Страна»). В несколько упрощенной форме, новые макрорегионы – это:
    • Геополитическая мощь
    • Геокультурная комплементарность (что обеспечивается образовательным каноном, лежащим в основе культурного кода территории);
    • Полные, развернутые на территории технологические пакеты по ключевым направлениям жизнеобеспечения будущего.
    • Именно «полные техпакеты», должны стать определяющим элементом для формирования новых геоэкономических союзов на следующем историческом такте.
  • В ходе Конференции 2018 года обсуждались и другие возможные требования к конструированию макрорегионов
    • Уникальные финансовые инструменты, «настроенные» на обслуживание ключевых полных технологических пакетов макрорегиона (вместо геоэкономического единства, достигаемого через проектирование макрорегиональных рынков, как это практиковалось в глобализационной модели);
    • Макрорегиональные инфраструктурные решения
  • Перепроектирование макрорегионов на уровне «Мир» привело к пониманию изменения географического вектора развития России с Европейского на Азиатский. Время «Окна в Европу», то есть цивилизационного проекта Петра I, завершается. Европа, по мнению группы «Усть-Качка» более не представляет для России угрозы в качестве геополитического конкурента и интерес в отношении Европы должен быть предельно предметным.
  • Через всю Конференцию 2018 года проходило обсуждение основной проблемы уровня «Страна» — критическое концептуальное отставание России от США (но не от Европы).

 

В 2019 году Конференция «Угрозы и вызовы Пермского края» не состоялась, поэтому в отношении «короновирусного кризиса» 2020 года пришлось руководствоваться итогами конференции 2018 года и еще более ранних конференций (2014 год, 2016 год), на которых были сформулированы требования к 6-му технологическому укладу и трансформации российской экономики в условиях перехода к 6-му укладу, а также представление о «глобальной катастрофе», как о вероятном формате распада глобализации и построения постглобального мира. (На конференции 2018 года это прогнозировалось, как «перетекание «глобального мира» в «периферийный мир» и далее в «многомирье»).
На Стратегическом семинаре 2020 года предполагается возобновить работу по созданию и уточнению стратегического прогноза на уровнях «Мир», «Страна», «Регион» (Пермский край), проанализировав внимание произошедших в мире изменений, прежде всего, «закрытия» мира и прекращения глобализации, на стратегию и прогноз.

Области методологии прогнозирования будут использованы как привычные техники модифицированного PEST-анализа, так и новые техники мета-пиктографирования и функционально-генетического анализа, а также метод полных технологических пакетов.

Основная цель Стратегической сессии 2020 года – Выделение основных сценарных позиций для Стратегического Прогноза в формате модифицированного PEST-анализа на масштабных уровнях «Мир-Страна-Регион». И в данный момент формируется отчет о выводах, сделанных по итогам сессии 2020 года.