Какова технологическая Мечта у России?

По всей видимости, технологическая мечта – это конфигурация из отраслевых мифов: оборонки, атомки, энергетики и т.д. Они, порой впечатляющи, но отраслевая ограниченность накладывает на них свой след. А есть ли такие мифы, которые дают возможность объяснить любому человеку ( не отраслевому специалисту) то, каким образом наша страна может обеспечить технологический прорыв?

На начало 2020 года в стране существовал единственный правильно структурированный миф о технологическом будущем России – это Национальная технологическая инициатива.
Правильность его заключалась в том, что проект давал непротиворечивую картину Будущего для практически всех возрастных и социальных групп. Он предлагал каждой группе пакет рациональных процедур и наделял смыслом взаимодействие этих групп. Проще сказать, каждому участнику было понятно, ради чего и во имя чего он совершает поступки, и к чему стремится. У участников был сформирован сценарий собственной жизни, синхронизированный с успехом страны в Будущем, а общий вектор проекта был направлен на неограниченное расширение круга участников.
Кроме географического охвата (РФ и СНГ), в каждой из возможных сфер деятельности (в рамках классификатора, например, PEST – политика, экономика, социальность, технологии), были приложены усилия для построения в стране инновационной инфраструктуры международного масштаба. По всей стране, практически в каждом регионе, к концу 2019 года из людей, сделавших ставку на успех России в Будущем, были сформированы сообщества, которые активно занимались «высокотехнологичными стартапами».
Для тех, кто занимался инновационным предпринимательством, то, что вся эта машинка не работает без целенаправленной поддержки государства – общее место. Рыночные фундаменталисты в этой сфере отошли на периферию.

Сейчас наступил интересный момент, когда заявления о необходимости высокотехнологичного развития (в альтернативу сырьевому) могут быть подтверждены, а могут и остаться декларациями. Поскольку мобилизационный характер происходящего лишний раз напоминает о том, что новые мировые войны всегда ведутся другим оружием, нежели предыдущие, хочется вспомнить о цене деклараций в предыдущие войны.
Наравне с декларациями о развитии технологий стали появляться заявления о том, что «в новых условиях главное – люди».
И, если первый тезис на деле обозначается активным усилением региональных инновационных экосистем, то «главенство людей» в проектах любого масштаба становится заметно, когда в людей начинают вкладываться. Если упростить, то «вкладываться» означает, что при бюджете 10 рублей, как минимум, 6 рублей из них должно быть вложено в людей, в их обучение, развитие, информирование, создание возможностей для них, наделение их жизни смыслом, который позволяет устойчиво двигаться в современной информационной среде. Соответственно, тест на то, являются ли люди «главным», вроде бы тоже не за горами.
Но, оказывается, что такой тест, фактически уже пройден.

Национальная технологическая инициатива – на сегодняшний момент оказалась не столько экономическим, сколько недооцененным информационным проектом. Она с самого начала формировала не столько «доминирование на будущих глобальных рынках объёмом более 100 млрд долларов», сколько создание в стране сети людей, которые по-своему верят в Будущее России.
…Наступил май 2020.
Миф – готов. По факту работает.
Сеть людей – вот она. Готовый продукт. Который не был приоритетом.

Д.Е. Сапегин.
03.05.2020.